Древние уделяли огромное внимание ароматам. Можно сказать, что они составляли суть их жизни. Например, существовал обычай умащивать благовониями гостей. Если же страннику давали только есть и пить, но не совершали такой обряд, это свидетельствовало о нежелании видеть его в доме.
Современный человек утратил ощущение значимости аромата, хотя с его помощью можно даже общаться. Например, подобрать такой запах, который даст понять, что женщина неприступна, сдержанна и холодна. С другой стороны, есть запахи чувственные, возбуждающие, есть радостные и искристые. Тем более, что ныне людям представлены для использования такого «языка» широчайшие возможности.
В древности же человек был вынужден довольствоваться только теми запахами, которые давала природа. Постоянно изыскивались новые источники ароматного сырья. Действительно богатой палитра парфюмеров стала только в XIX веке, когда появился жасмин, иланг-иланг, пачули и многие другие масла. До появления способа дистилляции невозможно было создавать эфирное масло в чистом виде. Благовония готовили с помощью мацерации (с использованием горячего масла или жира) и анфлеража (с использованием тонкого жирового слоя без нагрева). Кстати, Патрик Зюскинд очень подробно описал этот способ в книге «Парфюмер». Хотя специалисты находят в популярном произведении много неточностей. Например, некоторые масла, которые использовал главный герой, просто не существовали в то время, впрочем, как и описание самого способа изготовления эссенции «молодости и красоты» не выдерживает никакой критики. Тем не менее, идею об огромной значимости ароматов в жизни человека, большинство мастеров приветствуют. Кстати, согласны они с Зюскиндом еще по одному пункту: «крылья» аромату дал именно спирт. Попробуйте понюхать, скажем, смолу ладана (который, кстати, является большой редкостью – настоящий ладан очень дорог), а затем его спиртовой настой. Только во втором случае можно понять аромат «в объеме», оценить его торжественную красоту. Общая формула современной парфюмерии – это спиртовой или водно-спиртовой раствор сложной композиции эфирных масел и душистых веществ.
В 1380 году в мире парфюмерии произошло очень важное событие. Королеве Венгрии подарили спиртовую настойку розмарина. Первые духи в современном понимании этого слова получили имя своей владелицы – «Вода королевы Венгрии». Августейшей особе к тому моменту исполнилось 70 лет, и по легенде, используя содержимое сказочного флакона, дама помолодела на несколько десятков лет, и даже… вышла замуж. Кстати, во времена монархини сфера применения ароматной воды была чрезвычайно широка: ее добавляли в еду, питье, мазали виски.
Многочисленные фирмы, которые сегодня насыщают рынок парфюмерией, своим процветанием во многом обязаны органической химии. Если натуральное сырье, то есть эфирные масла, сегодня представлено тремя сотнями видов, то синтетических запахов насчитывается до восьми тысяч (активно используется примерно 2,5 тысячи). Это не означает, что этих веществ нет в природе. Например, ландыш и сирень не отдают свои ароматы «без боя», поэтому их создают при помощи синтетических душистых веществ. Примерно 90% современной парфюмерии создается из синтетического сырья. Кстати, это обусловлено и дороговизной натуральных материалов и трудоемкостью их изготовления. Например, для того, чтобы получить килограмм абсолютногорозового масла (1 кг = $20 тыс.), нужно восемь тонн лепестков королевы цветов. Разве можно насытить избалованный и требующий новинок рынок только с помощью натуральных ингредиентов? Безусловно, природные нотки придают композиции красоту, а синтетические, в свою очередь, оригинальность.
Примерка аромата
Редкая женщина устоит при виде красивого флакончика с чарующим названием и волшебным запахом. Именно благодаря аромату ее образ приобретает шарм, красота становится летучей.
«Духи – это модный, невидимый и непревзойденный аксессуар, который оповещает о приближении женщины и напоминает о ней, когда она ушла», – утверждала великолепная Коко Шанель. Если бизнес-леди желает, чтобы о ней вспоминали, причем с восторгом, она должна очень тщательно отнестись к выбору ароматов и к их использованию.
Ведь избыток аромата может вызвать у окружающих головную боль, тогда как легкий ореол тонкого запаха обязательно запомнится. Бунин писал о таком феномене «аромопамяти» в рассказе «Солнечный удар»: «Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном… Он еще помнил запах ее загара и холстинкового платья…» Вопрос в том, что дама хочет подчеркнуть в своем облике ароматом: холодным, спокойным и сдержанным или теплым, обволакивающим и чувственным.
На практике среднестатистическая европейская женщина имеет в своем «гардеробе ароматов» шесть-семь флакончиков с волшебной жидкостью в зависимости от настроения, повода или … погоды. Впрочем, бытует мнение о том, что элегантность консерватизма проявляет та, что пользуется одними духами всю жизнь. Она создает свой неповторимый запоминающийся образ, и это узнаваемость не внешняя, а ассоциативная. Такую женщину можно назвать стильной и оригинальной и… также незабываемой. Тем не менее, при возможности выбора представительница прекрасного пола вряд ли откажется от использования нескольких ароматов. Что же говорить о бизнес-вумен, которая несколько раз в день меняет свой образ! Утром она строгий руководитель своих подчиненных, днем – хитроумный стратег на встрече с потенциальными партнерами, вечером – светская львица на презентации или банкете.
Выбор запаха определяет даже температура за окном. Согласитесь, выходить в тридцатиградусную жару на улицу даже в шикарной шубе просто странно. Аромат, даром что невидим, тоже имеет уровень «термопроницаемости». Кстати, у парфюмеров даже есть определение – «меховой аромат». Он звучит мягко и тепло, выходя на морозный воздух, такой запах женщина выносит с собой, как ореол домашнего уюта. Летом же подобный аромат разрушит образ. Необходимо чувствовать природу, гармонировать с ней. Например, весной очень хороши ароматы, в которых чувствуется запах растертой зелени, весенних цветов и утренней свежести.
Из новинок этого сезона специалисты отмечают аромат «Angel Schlesser”, который отличает гармоничное сочетание свежести, яркости цитрусов и немного туманно-пудрового флера. С одной стороны, он говорит об энергии и целеустремленности, с другой, о женственности и мягкости. Это «скромный» аромат, он не перетягивает внимание на себя, а потому вполне уместен на утренней деловой встрече.
«Aquawomеn» от Rochas. Это холодный изящный запах. Он несколько отстраненный, и вполне подходит для серьезного разговора с коллегами или официальной встречи. Легкая шипровая композиция для прагматичных, уверенных в себе дам.
Еще одна новинка этого сезона – «Sensi» от Armani. Мастер остается верен себе: томный пудровый аромат c отголосками цветущего жасмина. Это запахи летнего вечера в классическом флаконе.
Джениффер Лопес также решила зажечь свою звезду на парфюмерном небосклоне, выпустив аромат «Glow». Это аромат карнавала, деревенского праздника. В нем присутствуют оттенки флердоранжа, которые придают так называемую «одеколонность» яркому звучанию.
Кстати, эту тенденция повторили в этом сезоне Thierry Mugler, решив по-новому интерпретировать опыт кельнских парфюмеров, создали свой «Cologne». Eau de’Cologne (Кельнская вода), успевшая стать понятием нарицательным, в последней версии отличается свежестью утренней природы, когда роса еще не сошла с полей. Это непритязательность и ни к чему не обязывающая простота.
Так что выбор у женщин богатый: меняйте настроение – меняйте духи.
Мера прежде всего
Метаморфозам человек подвергается в течение всей жизни: меняется не только система ценностей и характер, но и кожа, организм в целом. Последнее не может не оказывать влияние на выбор духов и технику применения.
Очень важно правильно использовать духи. Коко Шанель со свойственным ей остроумием говорила, что «наносить аромат надо туда, где вы ждете поцелуя». Конечно, лучше всего воспринимают парфюм теплые участки кожи: шея, грудь, запястья. Чтобы туалетная вода окутала вас благоухающей дымкой, нужно брызнуть ее в воздух и встать под «душ» мельчайших капелек. Если концентрация духов очень высока, нужна осторожность. Чуть-чуть на виски, сгиб локтей и коленей. Тогда за женщиной будет следовать чарующий«шлейф» аромата. Кстати, самостоятельно определить уровень собственного благоухания сложно. Нос быстро привыкает к запаху, поэтому лучше поинтересоваться у окружающих. Многое зависит от места пребывания (выезд за город или небольшой кабинет), качества аромата (теплый, насыщенный вечерний или легкий дневной).
Необходимо пробовать аромат на собственной коже, которая обладает своим уровнем РН, или кислотностью, гормональным фоном и микрофлорой. Есть ароматы, которые при первом вдохе не впечатляют. Однако в сочетании с кожей человека запах может стать потрясающим.
Если при вдохе, возникает ощущение первой влюбленности, улучшается настроение, значит это на 80% именно ваш запах. Порой бывает и так, что человеку хочется иметь собственный ароматический образ, персональный аромат. Сегодня вполне возможно создание эксклюзивного парфюма. Опытный мастер выступает в этом случае в роли психолога, поскольку он должен раскрыть характер человека, узнать его сильные стороны и слабости, хорошо представлять его образ жизни, хобби, и многое другое. При создании аромата имеет значение все: от цвета волос и глаз до типа используемых аксессуаров. И только после этого осмысления рождается ароматический образ. Создание ароматов сродни искусству композитора. Главное, чтобы придуманная мелодия волновала душу и сердце, а ее звучание соответствовало моменту.