Духи – это не что иное, как смесь различных ароматических веществ, растворенных в спирте. Сначала по разработанной парфюмером рецептуре изготовляется смесь, далее её растворяют в самом качественном из имеющихся спиртов. Пропорциональное соотношение душистой смеси и спирта определяется самим продуктом: для классической туалетной воды (Eau de Toilette) или одеколона (Eau de Cologne) на 100 частей спирта нужны 1 -2 части смеси, для духов (Parfum) или парфюмированной воды (Eau de Parfum) и некоторых современных американских одеколонов бывает порой нужно и более 30 частей. В спирт добавляют немного воды; обычная концентрация спирта – от 70 до 85 процентов, в зависимости от конечного продукта. Свежеприготовленная смесь должна несколько недель “созревать”. Потом её охлаждают и фильтруют, чтобы абсолютная прозрачность жидкости сохранилась на всю её дальнейшую жизнь. Иногда, а в последнее время особенно часто, в парфюм добавляют немного красителя, но чаще всего цвет духов зависит просто от цвета ароматических веществ. Порой в состав подмешивают немного антиокислителя, чтобы аромат оставался стойким тогда, когда флакон откроют.
Изготовление духов – дело не такое уж хитрое. Искусство и колдовство состоят в создании рецептуры пахучей смеси, а это и есть задача парфюмера. Сотворение аромата – не наука, а искусство. В основе его не расчеты, не знание законов физики и химии, а последовательность попыток. Создание аромата подразумевает во многом интуицию и эстетический вкус, и не только потому, что нельзя рассчитать или логически промерить шаги к осуществлению идеи, но еще и потому, что сама цель неосязаема, невыразима в слове и существует только в воображении парфюмера.
Парфюмер для духов это то же, что композитор для музыкального произведения или художник для картины. Но, правда, здесь есть значительная разница. В концертной программке или на обложке пластинки имя композитора всегда обозначено, по крайней мере, если это классическая музыка. Покупая картину, вы, как правило, тоже знаете имя создавшего ее художника. Имя парфюмера едва ли когда-нибудь печаталось на упаковке духов, духи продаются под именем фирмы, которая выпустила их на рынок, или под именем модного дизайнера, или какой-нибудь знаменитости, например, актрисы.
Все они действительно внесли вклад в то, чтобы духи состоялись: принимали участие в поисках названия, развертывали рекламную кампанию, их чувство стиля сказалось в оформлении упаковки, да и в самом аромате. Но творение духов… нет, тут они ни при чем. Может показаться некорректной полная безвестность парфюмера для общества. Но логика здесь есть, потому что духи – это больше чем аромат: это идея, которая находит выражение в единстве запаха, флакона, названия и рекламы, и за таким единством должны быть скрыты имена художников и специалистов, создателей отдельных его элементов. Духи, как соборы, называются по имени не архитектора, а святого.
Настоящие Французские – это PARFUM или EAU DE PARFUM?
Благоуханную ауру вокруг себя вы создаете самим выбором духов и тем, как вы ими душитесь. Какое впечатление создается – вызова или интимности, открытости или таинственности, и долго ли оно держится? Все это зависит от аромата, но еще и от того, какой тип парфюмерии вы использовали: Parfum или Eau de Toilette, Eau de Parfum или Spray Cologne?
Все виды этой продукции состоят из пахучего концентрата, спирта и воды и
отличаются их пропорциональным соотношением. К сожалению, в обозначениях различных
видов парфюмерии царит полная неразбериха, потому что в каждой стране под ними имеется в виду что-то свое.
- PARFUM (духи): самыми концентрированными и интенсивными являются жидкости,
которые на французский манер называются Parfum, а на английский Perfume; другое,
несколько устаревшее их название – Extrait. Их выпускают в маленьких флаконах, чаще
всего – по 7,5 мл или 15 мл. Доля пахучего концентрата составляет, здесь, как правило, от 20-30%, существовавших до 90х годов была 15-20%. Parfum – это самый дорогой вид ароматической жидкости, для него готовят изысканнейшую упаковку, эксклюзивный флакон. В смесь душистых масел здесь часто входит высокий процент самых дорогих натуральных цветочных эссенций, которые в других видах продукции частично присутствуют в виде заменителей. Путаница в понятиях как раз и начинается с обозначения Parfum: в европейских языках под этим чаще имеют в виду просто “духи, аромат”, а не степень концентрации. - EAU DE PARFUM (парфюмированная вода) по крепости занимает второе место, здесь доля пахучих масел составляет от 12 до 13 процентов. Некоторые производители превращают это обозначение в Parfum de Toilette (“туалетные” духи) или, как у К.Диора, Esprit de Parfum (“дух” или “смысл” духов). Фирма Роша предлагает помимо Eau de Parfum еще и Eau de Parfum Intense (“интенсивная” парфюмированная вода). Eau de Parfum и все ее вариации оптимальны для женщины, у которой применение духов – необходимая привычка и которая придает значение их действенности, стойкости и летучести.
- В EAU DE TOILETTE (туалетная вода) доля пахучих веществ составляет, как правило, от 10 до 12 процентов. Под такой же рубрикой часто выпускают и мужские духи. В них концентрация душистой смеси бывает несколько ниже, от 8 до 10 процентов. Eau de Toilette благодаря уменьшенной доле концентрата становится сдержаннее, легче, чем Eau de Parfum и Parfum. Часто этот эффект бывает поддержан изменениями в составе концентрата: увеличивают долю легких, освежающих компонентов, а долю теплых и особо стойких снижают. В некоторых изделиях последнего времени разница между Eau de Toilette и Parfum выражена особенно четко, например, Must de Cartier и Diva: под этими марками Eau de Toilette переименовали в Eau de Seduction (“обольстительная вода”).
- EAU DE COLOGNE (одеколон) – обозначение сегодня встречается чаще всего на флаконах с ароматическими жидкостями для мужчин и подразумевает то же, что Eau de Toilette. Лишь изредка его используют в парфюмерных изделиях для женщин, и тогда оно представляет самый легкий из ароматов. В парфюмерных изделиях общего назначения то же выражение применяется по отношению к освежающей жидкости с прохладным, специально подчеркнутым цитрусовым эффектом. Для американской парфюмерии часто употребляется слово Cologne. Оно обозначает, как правило, концентрацию от 12 до 15 процентов и соответствует французским Eau de Parfum или Eau de Toilette. В Men’s Cologne (для мужчин) концентрация чуть ниже, обычно от 6 до 8 процентов.
- EAU (вода) – во французской парфюмерии есть изделия, обозначенные так скромно. Но
они и существуют только в этой форме, то есть к ним нет соответствующих Parfum или
Eau de Parfum. В таких случаях Eau составляет часть названия, как, например, в случае
Eau de Rochas или Eau Souvage. Все эти “воды” имеют, как правило, концентрацию
легкой Eau de Toilette, отличаются свежестью и предназначены для употребления в
течение всего дня, например, после занятий спортом.
И французские духи могут быть аэрозолем?!
Все вышеназванные виды парфюмерии объединяет то, что их наносят на кожу рукой. Но большинство из них выпускается и в вариантах для пульверизации – это Spray, Natural Spray, Atomiseur Vaporisateur.
- SPRAY обозначает аэрозоль: флакон был заполнен раствором под давлением и при
помощи газа. Если нажать на головку, оттуда мельчайшими капельками брызнут духи.
Правда, аэрозоли приобрели дурную славу, когда было обнаружено, что
углеводородные соединения, содержащие атомы фтора и хлора, разрушают озоновый
слой в атмосфере. Сегодня они уже не применяются, а применяются безвредные для
окружающей среды газы. Значит, изделиями с пометкой Spray можно пользоваться без
опаски. Кроме того, что жидкость они распыляют с особой тщательностью, у них есть
и еще одно преимущество: почти неограниченный срок годности, ведь жидкость
внутри полностью защищена от контакта с воздухом. Поэтому особенно подходят они
тем женщинам, которые пользуются разными духами одновременно и, следовательно,
каждые из них расходуют медленно, понемногу. По причинам чисто техническим
флаконы-аэрозоли оформлены обычно без фантазии, отличающей упаковки других
видов. Spray обладает примерно той же концентрацией пахучих веществ, что и
соответствующий продукт без аэрозольной упаковки. Тем не менее, духи проявляются
здесь по-другому, особенно в первый момент. Из-за распыления жидкости аромат
ощущается сразу и полностью, а у обычных духов он проявляется постепенно, за счет
тепла человеческого тела. А значит, оценивая духи в аэрозольной упаковке, вы не
должны ждать так долго, как в других случаях. - NATURAL SPRAY пишут на флаконах с пульверизатором. Они не содержат никакого
газа, распыление происходит за счет самой головки, действующей как помпа; но
частицы не так мелки. Срок хранения таких духов – тот же, что у флаконов без
распыляющих устройств, а раскрывается запах медленнее, чем у заполненных под
давлением аэрозолей. - ATOMISEUR VAPORISATEUR – к сожалению, французские обозначения Atomiseur и
Vaporisateur применяются не так обдуманно, как английские. Чаще всего Atomiseur –
это то же, что Spray, a Vaporisateur – то же, что Natural Spray, но иногда бывает и
наоборот. Итальянские и испанские фирмы чаще всего пользуются французскими
обозначениями, а английские и немецкие – американскими. Но выбор языка не
обдумывают тщательно, поэтому нередко в одной и той же серии попадаются и
американский Parfum Spray, и французская Eau de Toilette.