История парфюмерного искусства
Само слово «парфюмерия» обязано своим происхождением латинскому сочетанию «perfumum» — «через дым», применявшемуся к жертвоприношениям и воскуриванию благовоний, посвященных божествам. Чтобы умилостивить
небесных покровителей, римские жрецы возжигали на алтарях ладан, мирру, сандал и другие приятно пахнущие субстанции. Однако пользоваться природными дарами для создания ароматов, используемых в качестве духов, люди начали намного раньше.
Древний Египет: искусство с пятитысячелетним стажем
По заверениям археологов, первые ароматные подношения богам возжигались в Древнем Египте более пяти тысяч лет назад. Духов в современном понимании этого слова еще не существовало, так как не было спирта, составляющего основу современных формул. Началась парфюмерная история Египта с окуривания и применения ароматных веществ при изготовлении лекарственных средств и косметики.
Вскоре египтяне поняли: ароматы — это не только божественная субстанция, но и способ сделать привлекательным земное тело. Большое распространение среди знатных египтян получили масляные духи-аттары с ароматом аниса, мяты, розмарина, экстрактов кассии, лимона и кипариса. Для придания им устойчивости применяли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Простым же людям приходилось довольствоваться гораздо более дешевыми парфюмами на основе касторового масла, ароматизированного душицей, тимьяном и мятой. Первая ароматическая вода, названная kyphi (кифи), производилась из вина, мирры, меда, шафрана и ягод можжевельника.
Для изготовления ароматной косметики применяли жиры (как растительные, так и животные) с целью поглощения и сохранения аромата. Эти мази и жидкие масляные духи хранили в небольших красивых сосудах, напоминающих современные флаконы для духов: им придавали причудливые формы, покрывали росписью и эмалью. С тех пор парфюмерия стала искусством не только душистым, но и радующим глаз.
Богатые египтяне постоянно окружали себя ароматами, причем разнообразными средствами пользовались как женщины, так и мужчины. Специальные добавки делали особо душистыми не только косметику и лекарства, но и пищу, вино: появились массажные масла и притирания. У египтян также был в ходу оригинальный обычай: они часто использовали небольшие благоухающие пирамидки и шарики из масел, которые водружались на прическу и таяли в горячем африканском воздухе, распространяя вокруг нежные ароматы. Применялись они во времена признанной красавицы Нефертити. Жена фараона часто пользовалась жасминовыми ваннами вкупе с сандаловыми притираниями и амбру. Образ прекрасной Нефертити сохранился в веках благодаря фрескам и скульптурным изображением, запечатлевшим жизнь при дворе.
К моменту воцарения в Египте династии Птолемеев, в столице Александрии были организованы целые мануфактуры по изготовлению духов. Лучшее сырье для производства свозилось из Персии, Аравии, Китая, Индии. Последняя представительница династии, царица Египта Клеопатра активно использовала благовония, духи и ароматические косметические средства в искусстве соблазнения, стремясь укрепить собственную власть. Одним из любимых благовоний царицы был индийский нард — экстракт травянистого растения с терпким, чувственным ароматом. Но для привлечения мужчин царица выбирала запахи на основе умиротворяющей мирры и ладана.
Порой египетская чаровница совершала настоящие безумства, благодаря которым ее запомнили в веках. Например, путешествуя к Марку Антонию, Клеопатра приказала надушить паруса, чтобы полководец мог издалека почувствовать знакомый аромат.
У египтян переняли искусство составления ароматических композиций их рабы —евреи. В Библии имеется упоминание о том, что Юдифь, соблазняя Олоферна, применяла духи, да и Руфь привлекла Вооза чувственным ароматом искусственного происхождения.
Античность: культ аромата
Унаследовав опыт и рецепты египтян, греки увеличили число известных ароматических веществ и расширили их применение от религиозной до повседневной сферы. Парфюмированные мази и масла теперь применяются для гигиенических и косметических целей не только во время принятия ванны, но также до и после еды.
Древняя Греция придерживалась мнения, что ароматы — это дар богов. Широко применялись ароматные смолы при похоронном обряде, каждый усопший уносил с собой в могилу сосуд с благовониями для того, чтобы умилостивить богов загробного мира. Так же, как в Египте, большое внимание уделялось внешнему виду флаконов: многие изготавливались из популярного в то время коринфского алебастра и расписывались сценками охоты, игр, повседневной жизни, и др. Оригинальные сосуды в форме мифических существ, животных, человеческих ступней в обуви были найдены при раскопках на острове Родос.
Римляне, подхватив эстафету от греков и под сильным влиянием восточных традиций, также уделяли парфюмерии много внимания. Хотя Юлий Цезарь активно восставал против внедрения в жизнь подданных экзотики, повседневное применение ароматных продуктов сильно расширилось. Поддерживалась активная торговля сырьем для духов с Индией, Африкой и Аравией. Римляне заложили основы ароматерапии, связывая воздействие ароматов с исцелением различных болезней, а также ввели в обиход стеклянные флаконы для духов.
Исламский же мир в эпоху христианизации Запада, отрекшегося от старых обрядов и устроившего гонения на все плотское, в том числе и на парфюмерное искусство, напротив, активно сохранял наследие предыдущих цивилизаций. Арабы продолжили торговлю с Востоком ароматическими веществами, а также изобрели перегонный куб и усовершенствовали технологию дистилляции, ранее слабо применявшуюся при изготовлении экстрактов из-за низкой эффективности.
Арабы использовали ароматическое мыло, духи, благовония не меньше, чем египтяне и представители античных цивилизаций. Огромную благодарность потомков должен вызвать тот факт, что они сохранили и уберегли от утраты все тайны парфюмерно-косметического искусства, чтобы впоследствии рыцари-участники крестовых походов вер- нули Европе драгоценные ароматы.
От Средневековья к классике: новое рождение
После падения Римской империи и воцарения варваров, завершивших развитие античного мира, говорить о сохранении парфюмерии не было никакого смысла. Лишь к XII веку искусство создания ароматов вернулось с Востока вместе с укреплением торговых отношений. В крупных европейских городах открывались учебные заведения, в которых начали изучать основы химии и алхимии.
В то время Венеция, связанная торговыми путями со многими странами Востока, быстро стала настоящей парфюмерной столицей. Путешественники и торговцы привозили раз- ные пряности — гвоздику, корицу, мускатный орех, шафран, имбирь, кардамон и они стали активно использоваться при изготовлении ароматов.
Ароматические воды на основе спирта и эфирных масел, появившиеся ближе к концу XIV века, по уверениям летописцев того времени, творили настоящие чудеса. Эти средства применялись внутрь и были очень популярны.
Легенда о первой ароматической «Воде королевы Венгрии» гласит, что венгерская королева Елизавета, которой было на тот момент 70 лет, после применения ароматической воды на основе розмарина, изготовленной искусным монахом, настолько помолодела, что смогла в своем возрасте выйти замуж за короля Польши.
После открытия Нового Света оттуда хлынули всевозможные экзотические растения, которые также стали применяться в парфюмерии. В отличие от португальцев и испанцев, делавших ставку на торговлю пряностями, голландцы развивали селекцию и сельскохозяйственное производство. Начали появляться самые разнообразные парфюмированные воды (розовая, лавандовая, флердоранжевая) с добавлением мускуса и амбры. Они оказывали целебное воздействие и маскировали неприятные запахи (вы, дорогие читательницы, конечно же, помните, что ванны в то время принимали довольно неохотно). Эпоха Возрождения вознесла ароматы на пьедестал как верное средство в борьбе с миазмами и болезнями. Для оздоровления атмосферы и борьбы с инфекциями была изобретена шаровидная курительницапоман- дер, наполняющая дом волшебными ароматами.
XVII век стал эпохой настоящего расцвета парфюмерии. При дворе Людовика XIV духами, ароматизированными пастилками для приятного дыхания и парфюмированными пудрами, пользовались абсолютно все — от мала до велика. Спустя некоторое время разразилась настоящая война между аптекарями-алхимиками и производителями перчаток. Чтобы замаскировать тошнотворный запах дубленой кожи, перчаточники монополизировали производство парфюмерии. В это же время линейка ароматов расширяется и к уже знакомым запахам присоединяются розовое масло, экстракты туберозы и жасмина. Искусство же создания флаконов оттачивается до совершенства и становится сферой интересов не только стеклодувов, но и ювелиров: прекрасные сосуды для благовоний и духов стали предметами роскоши и символами богатства владельца.
Эпоха Просвещения и XIX век
При дворе французского короля Людовика XV, прозванного «парфюмированным» двором, было принято пропитывать ароматами и одежду, и парики, и предметы интерьера. Причем ароматические воды и туалетные уксусы служили не только в своем обычном качестве, но и как защита от инфекций.
Известнейший туалетный уксус XVIII века носил название «Уксуса четырех воров». С ним связана леденящая душу история о мародерах, грабящих дома жертв эпидемии чумы в Марселе в 1720 г. Якобы, благодаря его свойствам, лихая четверка не заразилась, и за рецепт чудодейственного средства они были помилованы. Современные ученые объясняют волшебный эффект уксуса тем, что резкий запах отпугивал насекомых — основных переносчиков инфекции.
XVIII век — время настоящей парфюмерной революции. Eau de Cologne, «кельнская вода» или одеколон — вот главное ароматное событие века. Ароматизированная запахами нероли, лимона, бергамота и розмарина, вода использовалась в качестве добавки в воду для купания, стирки одежды, инъекций медикаментов, для полоска- ния рта и многого другого. Итальянские семьи Фемини и Фарина до сих пор спорят за право первенства в изо- бретении этого шедевра парфюмерного искусства.
А вот XIX век ознаменовался развитием химии в современном её виде. Практически все нынешние сочетания запахов были открыты именно в то время. При Наполеоне был особенно популярен одеколон: великий император использовал по 60 флаконов кельнской воды в месяц! Основные запахи той эпохи — это сильные, насыщенные ароматы амбры и мускуса. По словам очевидцев, будуар Жозефины спустя 70 лет после её смерти благоухал духами прежней хозяйки. А вот Реставрация сменила предпочтения двора с сильных животных ароматов на цветочные и нежные. Парфюмерные композиции становятся более изысканными и тонкими, а город Грасс стал настоящей Меккой парфюмеров. Здесь открылось несколько крупных фабрик, производящих духи. Позже к нему присоединился и законодатель мод — Париж. Известными тогда были имена парфюмеров Пивера, Лантье, Убигана, Любена, Роже и Галле. В 1828 году открыл лавку молодой химик Герлен — изобретатель парфюмерной композиции «L’Eau de Cologne imperiale» и основатель легендарной фирмы Guerlain. Парфюмер за свое открытие был возведен в ранг поставщика императорского двора.
Но главный толчок развитию парфюмерии в мире дала органическая химия. Синтез определенных соединений позволил выделять запахи, которые представляли интерес для покупателей. Не существующие ранее в природе запахи потрясли мир и зародили профессию парфюмера. Не отставало и производство флаконов для духов: наиболее ценились хрусталь и богемское стекло. А изобретение пульверизатора в 1870 году французом Брийя-Савареном, положило начало совершенно новой ступени в парфюмерной промышленности.
XX век: дух современности
К 1900 году значение парфюмерии в развитых странах стало столь велико, что была открыта всемирная выставка в Париже. Компании-производители в то время все больше внимания уделяли оформлению флаконов, привлекая для их совершенствования извест- ных художников, например, Гектора Гимара или Альфонса Муху. Стекольщики также принимали активное участие в создании тары для духов. Фирмы Баккара, Лалик и Броссе сотрудничали с известными парфюмерами: Коти, Герлен, Д’Орсей, Убиган, Карон и Шанель.
Духи же отныне становятся все более сложносоставными. Впервые натуральные и синтетические запахи были смешаны в аро- мате Франсуа Коти L’Origan и Chypre (Шипр). Впоследствии Шипр с ароматами мха, бергамота, пачули и ладанника стал прародителем целого семейства ароматов с одноименным названием. Популярность приобрели восточные и амбровые запахи с нотами пудры, ванили, мускуса, амбры. Известнейший кутюрье Поль Пуаре в 1911 году впервые выпустил духи к линейке одежды. Но первым настоящим законодателем этой сферы стала великая Габриэль Шанель.
Легендарные духи Chanel No 5, автором композиции которых является Эрнест Во, стали не только самым известным парфюмерным продуктом фирмы Chanel, но и первыми духами, содержащими инновационные синтетические вещества альдегиды, запах которых чрезвычайно интенсивен.
Франция продолжала дарить миру самых известных волшебников ароматов. Мужскую парфюмерию буквально взорвал использованием гедионапарфюмер Эдмон Рудницка со своим ароматом L’Eau sauvage. Парфюм для мужчин стал набирать популярность. В это же время ужесточилось противостояние французов и американцев, чья парфюмерная промышленность начала набирать силу. Американская парфюмерная традиция обрела самостоятельность и избавилась от влияния Франции только к середине XX века, когда на рынок вышли Elizabeth Arden и Estee Lauder. Американские духи имеют главное отличие: они не разделяются на ноты и за счет этого
практически не меняют своего аромата в зависимости от владельца. С одной стороны, в этом их сильная сторона: приобретая американские духи, Вы точно знаете, что не получите неприятного сюрприза. Поэтому в последнее время американская традиция приобрела большой вес на рынке. Некоторые французские духи стали выпускаться в американской традиции, к примеру, Organza Indecence от Givenchy или Angel от Thierry Mugler. Однако, с другой стороны, любители изысканных французских запахов считают американскую парфюмерию примитивной. Она, по их мнению, сильно отражает образ жизни и мышления жителей США. Их любимый парфюм — стойкий, удоб- ный, а в применении — яркий. Примерами таких ароматов можно считать Romance от Ralph Lauren, Tommy Girl от Tommy Hil nger, 5th Avenue от Elizabeth Arden.
На сегодняшний день парфюмерия — одна из элитных сфер косметической промышленности. К сожалению, как и все остальные сферы, она переживает некоторые трудности. Сегодня парфюмер обязан считаться с мнением клиентов и, создавая новые ароматы, постоянно внедрять инновации. Возможно, парфюмерия следующего века будет использовать открытия генетики или нанотехнологии. Естественно, что главным в этом направлении должен оставаться креатив и поиск новых горизонтов.