Обычно, говоря об ароматах, мы употребляем такие выражения: “туалетная вода от Шанель“, “новый одеколон от Дали“, “Изабелла Росселлини выпустила свой первый парфюм” и т.д. Зададимся вопросом: а что, собственно, означают эти имена? Мы знаем, что Сальвадор Дали – великий художник, Изабелла Росселини – актриса, а Коко Шанель – модельер, создательница собственного дома мод, но какое отношение имеют эти люди к ароматам?
Будем реалистами и попробуем опуститься “с небес на землю”: ведь духи – это не только поэтическая загадка, в которой мы ищем отражение нашей души, это еще и коммерческий продукт, который, по замыслу его создателей, должен хорошо продаваться. Для этого объединяются усилия множества специалистов.
Главные люди в парфюмерии – это, естественно, профессиональные парфюмеры. Но их имена мало известны широкой публике. Как правило, парфюмеры работают в крупных компаниях, непосредственно занятых органической химией – именно эти фирмы и получают заказы на разработку и создание новых ароматов. К числу наиболее известных компаний относятся:
Firmenich (Швейцария): здесь были созданы такие ароматы, как Eau d′Issey, Poeme, Alchimie (их придумал Jacques Cavallier), а также Angel, L′Eau par Kenzo (парфюмер – Olivier Cresp),
International Flavors&Fragrances (IFF) (США): здесь работает Sophie Labbe, создавшая аромат Organza, Nathalie Lorson, придумавшая Wish, и Sophia Grosjman, на счету которой множество известнейших ароматов (Sun Moon Stars, Eternity, Yvresse, Tresor и др.),
Givaudan-Roure (Швейцария): в этой фирме трудится Jean Guichard, создатель ароматов Poison, So Pretty и Obsession,
Dracogo (Германия): здесь работает Maurice Roucel, известный своей Tocade (Rochas).
Независимых парфюмеров совсем мало. Это своего рода “звезды”, сделавшие себе такое громкое имя, что теперь они могут позволить себе самостоятельно выбирать фирмы и марки. К их числу относится Jacques Polge, создавший Allure (Chanel), Diva (Ungaro), и Guy Robert, придумавший Madame Rochas и Dioressense.
Как мы знаем, на флаконах и упаковке стоят совсем другие, куда более известные имена. Это – выдающиеся кутюрье (к примеру, Karl Lagerfeld или Christian Dior), ювелиры и производители табака (Cartier, Chopard, Dunhill), актеры (Antonio Banderas, Alain Delon), художники (Andy Warhol, Salvador Dali). Одним словом, все знаменитости рано или поздно приходят к идее сделать из своего имени торговую марку, или брэнд. А затем выгодно ее продать.
Как правило, крупные парфюмерно-косметические фирмы владеют несколькими торговыми марками. Всем известный L′Oreal, наряду с производством демократичных шампуней, является хозяином таких громких имен, как Armani, Cacharel, Cerruti, Chloe, Lancome, Lanvin, Ralph Lauren, Paloma Picasso. Иногда компания выпускает ароматы и под своим собственным именем, и под другими, приобретенными за большие деньги. Так, итальянская фирма Bvlgary владеет марками Bvlgary, Ferragamo, Ungaro.
Бывает, что парфюмерия – отнюдь не приоритетное направление в деятельности компании, владеющей торговой маркой. К примеру, брэнды Сhristian Dior, Kenzo, Givenchy и Guerlain принадлежат компании LVMH. Эта аббревиатура расшифровывается так: Louis Vuitton (изделия из кожи), Moet (шампанское), Hennessy (коньяк).